Глубокая переработка зерна для инвесторов – нишевый рынок. Для инвестирования в строительство новых предприятий необходимо быть глубоко погруженным в специфику данной отрасли, которая имеет свои подводные камни. Олег Радин, президент ассоциации предприятий глубокой переработки зерна, рассказывает о перспективах развития отечественного рынка и об инвестиционной привлекательности отрасли.
Россия – один из мировых лидеров на зерновом рынке. При этом в процентном соотношении количество сырья, которое идет на глубокую переработку, довольно низкое. Хотя сложившаяся на данный момент ситуация только на пользу отрасли. Во-первых, стоит отметить интерес правительства к отрасли – профильные министерства регулярно разрабатывают поддерживающие меры. Во-вторых, есть экспортный потенциал у продукции с высокой добавленной стоимостью, которую выгоднее продавать за границей по сравнению с сырьем. В-третьих, существует потребность отечественного рынка в определенных категориях продуктов глубокой переработки, которые мы полностью импортируем.
В мире продукция глубокой переработки считается продуктами с высокой добавленной стоимостью. Глубокая переработка сельскохозяйственного сырья всегда начинается с производства нативного крахмала. После производства крахмала можно получать различные крахмалопродукты или двигаться в сторону биотоплива, биоразлагаемых полимеров. В целом глубокая переработка зерна – почти безотходное производство, потому что побочные продукты переработки используются для изготовления кормов для животных.
На данный момент на российском рынке глубокой переработки растительного сырья широко представлена такая продукция, как модифицированные крахмалы, декстрины, глюкозно-фруктозные сиропы, различные виды глюкозных сиропов, соль аминокислоты лизин сульфат. Мировой рынок продукции глубокой переработки значительно шире, другие страны производят десятки различных крахмалопродуктов, пищевых ингредиентов, биополимеров. Поэтому перспективы для расширения линейки производимой продукции в России однозначно есть.
Последние пять лет отрасль глубокой переработки зерна показывает медленный, но стабильный рост. 2020 год был неоднозначным для всех отраслей и для нашей в частности. Тем не менее наши компании работали стабильно. За 12 месяцев 2020 года в категории нативных крахмалов отмечается 3%-ный рост производства. А в категории модифицированных крахмалов за этот год можно отметить 15%-ное повышение объемов производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По глюкозно-фруктозным сиропам за этот период произошел рост почти 6%, а производство и потребление патоки увеличилось только на 1%.
На данный момент производители в большей степени сосредоточены на внутреннем рынке потребления. На экспорт уходит около 5% от общего производства. Два основных продукта, которые идут на экспорт, – это нативный кукурузный крахмал и глюкозные сиропы с различной степенью сладости. Эти категории в основном экспортируются в страны СНГ. Глютен пшеничный уходит в Европу и США. Основную долю импорта составляют модифицированные крахмалы – ежегодно в Россию ввозят продукции более чем на 110 млн долларов. Половину этой суммы составляют пищевые модифицированные крахмалы.
В целом отрасль глубокой переработки зерна в России производит около 1 млн тонн продукции, перерабатывая при этом около 2,5 млн тонны сырья. Для сравнения: Европейский Союз производит порядка 11 млн тонн, США – 28 млн тонн, Китай – 30 млн тонн. На данный момент отечественный рынок переработки зерна очень мал, хотя по производству зерна наша страна – один из лидеров на мировом рынке.
Новые проекты, которые появляются на отечественном рынке, чаще всего заявляют производство похожей продукции: крахмалов, ГФС, глюкозных сиропов, глютена кукурузного и пшеничного. Однако вышеперечисленные продукты – не самые высокомаржинальные, и они уже присутствуют на российском рынке и почти на 100% замещают импорт. При этом рынок нуждается в некоторых категориях продукции с высокой добавленной стоимостью. Например, никто не производит ксантановую камедь, лимонную кислоту. Также интересна тема биоразлагаемых полимеров.
Компании отрасли глубокой переработки зерна, так же как и многие другие, отмечают кадровый голод – нехватку квалифицированных кадров и узкопрофильных технических специалистов. Поэтому для новых проектов наладчиками оборудования и производственных линий часто выступают иностранные специалисты. Зарубежные компании поставляют оборудование, занимаются его настройкой и обучением сотрудников. При строительстве или модернизации предприятий зачастую используют коллаборацию отечественных и иностранных подрядчиков. Это грамотное решение на текущем уровне развития отрасли в России. При этом нужно обязательно учитывать, что российские условия отличаются от европейских, китайских, американских. Поэтому участие наших ученых и технологов необходимо для достижения лучших результатов.
На данный момент в России 24 предприятия можно отнести к производителям продукции с высокой добавленной стоимостью, на которых работают около пяти тысяч человек. В пользу наших производителей хочется сказать, что они выпускают продукцию с соблюдением всех российских, межотраслевых стандартов и технических регламентов ЕАЭС, а также аккредитованы по международным стандартам в системах безопасности пищевой продукции HACCP, FSSC. При этом некоторые компании разрабатывают технические нормы даже более строгие, чем вышеназванные.
Олег Радин, президент ассоциации «Союзкрахмал»