К 2019 году каждое уважающее себя сельскохозяйственное животное обзаведется идентификационным номером. Такие новости промелькнули в СМИ в начале этого года. Значит, теперь у коров, лошадей, свиней и прочих «младших братьев» будут документы? Попробуем разобраться.
По плану Минсельхоза, уникальными номерами должны обзавестись лошади, крупный рогатый скот, свиньи, верблюды, домашняя птица, кролики, пушные звери, а также рыбы и пчелы. Избежать подобной участи могут только дикие животные, находящиеся «в состоянии естественной свободы».
Конечно, с одной стороны, такая потребность назрела давно. В случае потоптанных посевов очень трудно найти виноватых, ведь на животном не написано, кому оно принадлежит. В пользу данных мероприятий говорят и ветеринары, все чаще отмечающие в качестве причины инфекционных заболеваний несанкционированный ввоз скота и отсутствие контроля за вакцинацией.
И этому есть прямые доказательства: ветеринары во весь голос кричат, что африканская чума свиней в нашей стране достигла таких размеров, что впору кричать об эпидемии. А был бы контроль за ввозимыми в страну животными, смогли бы уберечь хозяйства от убытков и разорений. Как раз для этого и предлагается ввести для животных специализированные «паспорта», представляющие собой пятнадцатизначные кодовые номера. Они должны быть привязаны к специальной информационной системе, в которой будет храниться вся информация о животном (вид, порода, место обитания и другие характеристики). После этого животное предполагается маркировать, нанося на его тело идентификационный номер. Технология маркирования различна для каждого вида животных.
Мечение животных – не находка в сельском хозяйстве. Издревле человек пытался дать животному индивидуальный номер, чтобы отличить своих от чужих. В условиях промышленной маркировки необходимо, чтобы цифры на животном были легко заметны без их специальной фиксации даже на значительном расстоянии и сохранялись на протяжении всей жизни животного. Наиболее распространено мечение ушными и ножными бирками, татуировкой, выщипами на ушах, ошейниками, органическими красками, а также таврением на крупе при помощи жидкого азота. При этом, если верить новому законопроекту, по желанию владельца каждому животному может быть выдан бумажный паспорт.
Номер присваивается молодняку сразу после рождения. У крупного рогатого скота и свиней при мечении татуировкой номера начинаются от 1 до 9999. Затем при необходимости номера повторяют. При выборе другого способа маркировки необходимо учитывать разное число максимального номера. В овцеводстве индивидуальные номера ежегодно начинаются с единицы с одновременным указанием последней цифры года рождения. При мечении у ягнят татуировкой остается тот же принцип нумерования, правда, сдвигается возраст процедуры. При татуировании ягнят сразу после рождения краска очень быстро высвечивается, поэтому их лучше всего метить в годовалом возрасте.
Еще одним популярным способом является татуировка, которую делают специальными татуировочными щипцами, имеющими острые выступы. Номера ставятся или на внутренней поверхности уха, или на вымени коровы. При мечении животных обязательно соблюдение правил асептики. Места прокола дезинфицируются до и после процедуры. Для придания цвета в раны втирают специальную мастику или тушь, не причиняющие вреда животным.
Лошадь можно маркировать сразу несколькими способами: ставить тавро или сделать татуировку на внутренней стороне губы. Татуировать рекомендуется жеребят чистокровных пород в возрасте 5–6 месяцев.
Поросятам в первые дни после рождения на левом ухе ставят специальные гнездовые и внутрегнездовые номера, через два месяца на правое ухо помещается индивидуальный номер. Гнездовые номера учитываются ежегодно, беря начало с 1 января и начинаясь с единицы.
Для кроликов татуировка также является одним из основных способов метки. Однако помимо этого нередко используются и ушные бирки, устанавливаемые в оба уха.
В некоторых хозяйствах популярной остается и методика мечения путем выщипов на ушах. Для этого специальными ветеринарными щипцами на ушах вырезаются участки кожи вместе с хрящом. Каждый такой выщип обозначает определенную цифру.
Некоторые способы маркировки цыплят также не могут похвастаться гуманностью. Так, например, суточных цыплят можно метить дыроколом, пробивая перепонки между пальцами. Однако в последние годы этот способ ушел далеко на второй план, уступив место более простому и менее травматичному – использованию пластмассовых бирок.
На сегодняшний момент идентификация и регистрация животных позволит не только учитывать количество животных (особенно племенных), но и отслеживать их здоровье. Конечно, для оптимизации работы необходимо создать специализированную базу данных, позволяющую в любой момент отследить состояние животного, его местонахождение, сроки вакцинации и другую необходимую информацию.
Сегодня идентификация – это уже не нарушение целостности кожных покров, а новейшие информационные технологии. В первую очередь не ушли в прошлое ушные бирки, ставшие помимо визуальных еще и электронными. На рынке также появились специальные желудочные капсулы (болюсы) и подкожные чипы. На сегодняшний момент электронное мечение является лидером рынка, ведь подобные технологии не только являются безопасными для животных, но и позволяют получать полную информацию и анализировать ее. И все это без участия пресловутого «человеческого фактора».
Конечно, если подобный законопроект все-таки будет принят, ситуация улучшится. Принимая во внимание состояние отечественного мясомолочного рынка, возможность отследить перемещение продукции напрямую от пастбища до стола лишней точно не будет. К тому же законодательное закрепление идентификации животных – общемировое требование к сельскохозяйственному производителю. Наученные горьким опытом европейцы, пережившие в конце 90-х целый ряд разнообразных эпидемий скота, уже более двадцати лет с успехом применяют эту практику. Во многих странах мира идентификация является обязательным шагом. Стимулируют этот процесс разнообразные субсидии, которые можно получить только при наличии чипированного поголовья.
В некоторых странах постсоветского пространства еще с начала двухтысячных действуют законы о идентификации и регистрации животных. Конечно, не везде она позволяет отследить полный цикл движения животного, но вот проследить его путь от поля до забоя вполне в силах.
Также законопроект предусматривает жесткие меры в отношении неидентифицированных животных. Это тоже можно считать общепринятой практикой, поскольку во многих европейских странах уже давно находится под запретом не только продажа или убой не идентифицированного скота, но и его банальное ветеринарное обслуживание.
Тем не менее хотелось бы отметить тот факт, что в некоторых регионах нашей страны с успехом осуществляются некоторые пилотные проекты по чипированию сельскохозяйственных животных. Так, еще в марте 2015 года четыре района Ростовской области ввели на своей территории проект по электронной идентификации. При этом все животные вводятся в единую систему данных государственной ветеринарной службы Ростовской области.
Помимо этого в ряде других регионов России существует целый спектр программ, направленных на поддержание и развитие общемировой тенденции к чипированию животных, а также налаживанию оптимальной работы ветеринарной службы.
Конечно, электронное чипирование – процесс затратный. Тем не менее хочется верить, что в случае принятия законопроекта будет решаться вопрос и о финансовой помощи всем, кто решится на нововведение. Как говорится, посмотрим. Сейчас нам остается только следить за новостями и готовиться к неизбежным переменам.
Анна ЖАРКИХ
Источник: «agrarnik.ru»